Автомобилизму в Москве действительно пришел конец. Именно это приходит в голову, когда видишь, как зеленый крокодил тащит на спине уворованную с придомовой территории машину. Тащит поспешно, неуклюже лавируя в тесных дворах. Надо спешить, пока хозяин надевает подштанники и бежит к лифту. Ведь если хозяин заставит спустить машину с эвакуатора - это минус в карму крокодилу.
Но на самом деле, вторжение крокодилов на придомовую территорию - яркое, но не знаковое явление. Так, мелкое мародерство на фоне более серьезных, хотя и менее заметных событий.
Вот, что пишут у нас нынче об автомобилизме в газетах: "Сервис краткосрочной аренды – дополнение к существующим видам городского транспорта и реальная альтернатива личному автомобилю". "Реальная альтернатива", давайте запомним эту характеристику.
Характеристика иезуитская, и придумали ее те, кто следит, чтобы газеты подавали информацию в нужном, типа позитивном, ключе.
Но, как известно, ложь и пропаганда становятся правдой, если повторить их тысячу раз, и подкрепить целенаправленными действиями. Увы, слова о "реальной альтернативе" уже соответствуют сегодня действительности. Слишком многое уже сделано за последние 10 лет, чтобы автомобилизм в Москве перестал быть доступным людям со небольшим достатком. Медленно, но верно автомобилисты проиграли эту войну, и каршеринг действительно стал "реальной альтернативой" личному транспорту.
Самое неприятное, что войну эту напрямую никто не объявлял. Нет никакой вражеской армии, есть просто рассеянные в толпе люди с острыми локтями, которые потихонечку выпихивают автомобилистов на мороз. Автомобилистам бы возмутиться, но выпихивание происходит в такой погано-шкурной манере, что прямо никак не удается найти веский повод для возмущения. Только начинается возмущение а тебе в ответ: "Гражданин, а что вы агрессируете (мерзкий новояз)? Все делается для вашей пользы и удобства". И тут же подхватывает хор позитивных журналистов: "Для вашей пользы, пользы, пользы!" И разжимается кулак, и опускается рука. И думаешь, а чего это я агрессирую? По-дурацки как-то выглядит.
На сегодня проиграны уже следующие позиции: автомобилисты согласились, что парковаться в родном городе следует за деньги и только там, где скажут; что в центр на авто дороги уже нет, ибо безумно дорого; что на работу, ой, лучше пешком (потому что день стоянки 800 рублей это нонсенс); и тд и тп.
Вот, что еще пишут о каршеринге в газетах: "Передвижение на личном автомобиле в столице выгодно, если водитель проезжает на нем более 20 тысяч километров в год. В иных случаях более оправданы поездки на такси и каршеринге. Передвижение по Москве владельцу [вычеркнуто самоцензурой название популярной кредитной дешевки] стоит порядка 329 тысяч рублей, если он проезжает в год около пяти тысяч километров. Для сравнения: пользование такси обойдется в 142 тысячи рублей, а воспользоваться каршерингом можно за 102 тысячи рублей".
Можно сколько угодно цепляться, выпытывая "а как считали?" и тому подобные вещи. Но даже самым большим оптимистам понятно: автомобилизм в городе становится уделом богатых или упертых.
А что же будет дальше? Мы очень любим антиутопии, и больное воображение разыгралось и на этот раз. Вот, что, по нашему мнению, ждет москвичей-автомобилистов в ближайшее время.
Самые упертые будут держать авто до последнего (богачи не в счет, они в нашей стране конформисты и готовы даже на бензин по 100 руб/литр). Наконец, придет последний край и для упертых. А придет он, когда платная стоянка расползется по дворам везде, вплоть до крайне удаленных от центра отстойников (пардон, спальных районов) типа Новой Москвы.
Начнется паника. Рынок наводнят хорошие подержанные автомобили, которые в течение какого-то периода (который журнопропагандисты как-нибудь красиво назовут, типа "закат эпохи") будут сливать за бесценок. Потому что условия их содержания в городе станут до того невыносимыми, что лучше уж поскорее избавиться. Подмосковные и региональные ребятки, думая, что до них этот кошмар не докатится, будут, потирая рученки, еще торговаться, придираясь к пятнышку на сиденье славного такого Крузачка, который и без того идет по сходной цене.
Одновременно появятся нищебродские каршеринги. Они будут брать то, что пока в систему проката брать не решались, потому что, хоть и дешевые машинки, но больно уж тяжко с их обслуживанием: Ладу, Датсун, Равон и тп. Нищебродские каршеринги начнут соревноваться за выживание. Минута опустится рублей до 3-х, а то и для 1.
Лучший из нищеброд-каршерингов купит Яндекс, чтобы заполнить нишу в "ультраэконом сегменте". И тогда улицы города заполнят обшарпанные типовые Равоны и Лады с убитыми салонами, которым никогда не суждено иметь хозяев. А к машинам без хозяев отношение известно какое. Как в старой советской частушку про "все вокруг колхозное, все вокруг ничье"
Молодежь будет куражиться над ними и выкладывать в сети видосы в духе "Как я круто поглумился над каршеринговой тачкой", или "Взял вчера Мерс в каршеринге и отжог. Масло лилось из выхлопной трубы".
И будут эти полуубитые машинки стоять в огромных количествах, кое-как припаркованные на сумрачных осенних улицах, и ветер будет трепать на помятых кузовах ошметки дешевого винила с логотипом нищеброд-каршеринга... Но 3 рубля за минуту - это ведь все решает. "Реальная альтернатива", да.
Второго большого оператора в противовес Яндексу заведет ЦОДД. Они включат его в сеть общественного транспорта, облепят своими логотипами, похожими на перевернутую вверх ногами петлю висельника. Вставят бронирование машин в госуслуги...
Ну а мы? А что мы? Будем ездить в специальные Диснейленды, чтобы покататься там на машинах типа Camaro, о которых мечтаем, но никогда уже не сможем поставить у собственных подъездов. Потому что резидентные парковки уже занимают "реальные альтернативщики". Да и вообще, дорого это все нереально...