Все мы любим кроссоверы - за универсальность, комфорт, легковой характер управляемости. Но далеко не все "кроссовки" способны уверенно чувствовать себя вне дорог. А ведь так хочется иногда съехать с асфальта, чтобы доехать до глухого озера или лесной опушки. Способен ли на это премиальный "паркетник" Lexus RX350 F Sport? Чтобы это выяснить, я загрузил в багажник удочки и отправился на рыбалку.
Уверен, многие из вас уже читали мой прошлый обзор этого автомобиля. Тогда я хвалил RX за динамику, комфорт и плавность хода, однако в тот раз погода не позволила провести полноценные внедорожные испытания. И вот теперь этот момент настал: пришло время окунуть Lexus в грязь. Вот таким красивым и чистеньким он был до начала теста: Превосходный Lexus RX350 в «спортивной» комплектации F Sport, с 277-ми сильным бензиновым V6 и шестиступенчатой АКПП, цена по прайс-листу - более трех миллионов рублей.
Кто-то, покрутив для пущей убедительности пальцем у виска, спросит - зачем вообще съезжать с дорог на премиальном кроссовере? Не лучше ли завести для этих целей "Патриот", "буханку", 105-ый "Крузак" на 35 колесах (нужное подчеркнуть). Нет, ребята, не лучше. Среди моих друзей немало владельцев кроссоверов, в том числе, премиум-класса, и я с полной уверенностью могу сказать, что эти люди не готовы пересаживаться на трактор, отказавшись от комфорта, динамики, управляемости и безопасности ради того, чтобы раз в полгода съездить на рыбалку или добраться до места стоянки через затопленную гать. Поэтому хороший кроссовер (особенно, премиальный!) должен быть способен преодолевать умеренное бездорожье - и если он этого не может, грош ему цена.
Что нужно автомобилю для уверенности вне дорог? Прежде всего, высокий клиренс, минимальные свесы, плоское днище без выступающих агрегатов - то, что называется геометрической проходимостью. Угол въезда у полноприводного RX составляет 29 градусов, угол съезда - 25 градусов, угол рампы (он же угол продольной проходимости или угол переката) - 14 градусов.
Клиренс - 180 мм. По внедорожным меркам - не бог весть что. Покрышки Bridgestone Dueler H/L размерности 235/55 R19 тоже не имеют ничего общего с внедорожной резиной и предназначены только для шоссе. Хорошо хоть, днище практически ровное - слегка выступает вниз только слегка прикрытый бензобак и труба глушителя. Защиты картера на тестовом автомобиле не оказалось, единственный толстый металлический лист защиты прикрывает раздатку. Ну и на том спасибо.
Прежде чем начать нашу авантюру, изучаем матчасть. На Lexus RX используется конструкция с подключаемым при помощи электронно-управляемой многодисковой муфты полным приводом. Слово "подключаемый" не означает, что задние колеса подключаются только при пробуксовке передних колес, как это часто описывают российские автожурналисты даже серьезных на вид изданий.
На самом деле, степень блокировки муфты (читай, количество перебрасываемого назад момента) в таких системах устанавливается автоматически от 100:0 до 50:50 в зависимости от целого ряда факторов - скорости, ускорений, угла вращения вокруг вертикальной оси, сигналов c датчиков АБС (для определения разности скорости вращения осей), угла поворота руля и т.д. Это означает, что автомобиль является переднеприводным только при движении с постоянной скоростью, а привод на задние колеса активируется не только тогда, когда передние начинают буксовать, а до этого - например, при резком нажатии на газ и т.д.
Также муфту на Lexus можно заблокировать принудительно, при помощи клавиши на центральном тоннеле (блокировка работает до скорости 40 км.ч., после чего автоматически выключается).
Системы с электронно-управляемой муфтой очень популярны в наше время за счет своей простоты и дешевизны. Действительно, вместо сложного механического дифференциала в них используется расположенный перед задним диффом агрегат, напоминающий по смыслу обычное сцепление, диски в котором (тут они называются фрикционами) прижимаются друг к другу при помощи мощного электромагнита по указке электроники. Основной общий недостаток таких систем - склонность к перегреву при пробуксовке фрикционов и последующее превращение авто в переднеприводный, но забегая вперед отмечу, что перегреть муфту на Lexus мне так и не удалось.
Электронный помощник в виде комплекса VDIM (включает "антипробуксовку" TRC, систему курсовой устойчивости VSC, ABS, ESP и т.д.) не только управляет тягой и степенью блокировки межосевой муфты Lexus. Он может и большее - а именно, выборочно подтормаживать буксующие колеса, имитируя работу межколесных блокировок. Это свойство полноприводной трансмиссии является определяющим на бездорожье - ведь не секрет, что очень многие кроссоверы встают намертво, стоит вывеситься или забуксовать одному из колес.
Учитывая важность этого теста, с него я и решил начать. Развесил Lexus на горке, попытался тронуться с места... И никуда не поехал! Вывешенные колеса крутились вхолостую, остальные не крутились, машина стояла на месте. Выходит, правы были эксперты "Авто-ревю", писавшие, что диагональ превращает RX в недвижимость?
Через несколько секунд я понял, что сделал не так. Скорее всего, упомянутые эксперты сделали ту же ошибку, что и я - перед тестом по привычке отключили всех электронных помошников, т.е. системы TRC и VSC. Включение VSC моментально расставило все точки над i - система подтормозила вывешенное колесо, и автомобиль прекрасно выполнил упражнение, вскарабкавшись в горку (смотрите видео в конце текста!). Поэтому на бездорожье не стоит полностью отказывать от помощи электроники - она умная! Достаточно будет просто отключить противобуксовочную систему, а остальное автомобиль сделает сам.
Дальше были плохие дороги. Разбитые, с бетонными плитами, лесные, полевые - в общем, разные.
Как показала практика, RX неплохо справляется с грунтовками - езда остается комфортной, подвеска не допускает пробоев, а с заблокированной муфтой можно даже немного скользить в поворотах. Но разумеется, в медленных поворотах управляемость с выключенной блокировкой будет лучше, т.к. назад будет передаваться меньше момента. На высокой скорости в поведение автомобиля добавляется продольная раскачка, но ехать это не мешает - лишь сигнал быстрее не разгоняться.
Следующим препятствием на пути к идеальной рыбалке стали глубокие глинистые колеи. Для их преодоления, прежде всего, необходима... голова на плечах. Если ехать без разбору, пытаться пройти их ходом - можно засадить даже серьезный внедорожник, не говоря уже про кроссовер в красивом обвесе и на дорожных шинах.
Поэтому прежде всего необходимо определиться с оптимальной траекторией, чтобы на пути не было глубоких ям. По возможности нужно избегать участков, где автомобиль может свалиться в глубокую колею - что он обязательно сделает при малейшей вашей ошибке. Упав в такой колее брюхом на центральный бруствер, автомобиль сам уже никуда не поедет, и вам придется идти за трактором. Поэтому для успешного прохождения засады нужно четко выбрать линию, после чего перевести трансмиссию в ручной режим, выбрать вторую передачу, и неспешно проползти опасный участок.
В таких условиях нелишней будет отключение противобуксовочной системы и превентивная блокировка межосевой муфты, для обеспечения максимального и равного крутящего момента на всех колесах. Но помните - прежде всего двигаться нужно аккуратно! Давить газ в пол, добиваясь активной пробуксовки всех колес, следует только в тех случаях, когда вы четко понимаете, чего хотите этим добиться - например, преодолеть короткий засадный участок, или выпрыгнуть из колеи. Нажатие газа в пол в зыбком грунте (земля, песок, болото) моментально приведет к тому, что колеса прокопают под собой глубокие ямы и автомобиль застрянет плотно и основательно, и придет время узнать, где у вашего авто буксирные проушины (и есть ли они вообще).
В нашем случае Lexus удачно справился и с пробуксовкой, и с колеями.
В процессе тестов он немного испачкался.
Салон выполнен из материалов темного цвета, которые отлично моются.
Также в багажник вместилось все необходимое, что нужно за городом семье из трех человек для загородного выезда.
После тщательной полуторачасовой мойки RX снова стал красавцем.
Подробно все измывательства над RX показаны в этом видео:
Какое резюме моего теста? Можно утверждать, что владелец полноприводного Lexus RX с высоким уровнем комфорта сможет доехать и до речки, и до леса - даже в дождь и даже на штатной резине, если не будет отключать голову. Ведь на бездорожье (да и на дорогах тоже) эта система - самая главная.
P.S. А рыбы в тот день я так и не поймал - но это уже другая история.
(с) Текст, фото и видео: